Menu Close

20.05.2019

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций»; «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями».

Первым законопроектом («О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг») предлагается допустить признание некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, если она надлежащим образом реализовала проект или проекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, определенным Президентом РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставляемого на развитие гражданского общества.

Оценка результатов реализации проектов по оказанию общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) будет осуществляться Фондом президентских грантов, организацией, уполномоченной Президентом РФ на предоставление грантов Президента России, направленных на развитие гражданского общества. Данный критерий позволит большему числу организаций претендовать на получение статуса исполнителя общественно полезных услуг. Вместе с тем, возникают вопросы, которые, на взгляд Общественной палаты Кузбасса, в законопроекте не проработаны: какова будет процедура по продлению статуса исполнителя общественно полезных услуг через 2 года, если организация больше не будет получать грант от Фонда президентских грантов? Кто станет уполномоченным лицом по продлению данного статуса?

Во втором законопроекте («О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций») важным является установление федеральных, государственных и муниципальных реестров СО НКО (получателей поддержки), формирование и ведение которых отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обстоятельство влечет за собой внесение сведений об оказании поддержки данным СО НКО в единый открытый информационный ресурс, который ведет организация, уполномоченная Президентом РФ на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества.

Исходя из этого, члены и эксперты региональной Общественной палаты полагают, что создание единой базы (информационной системы) повысит открытость и прозрачность финансовой, имущественной, материальной и иной поддержки СО НКО. Сейчас такие реестры сложно найти на официальных сайтах региональной власти, что не позволяет в полной мере оценивать поддержку в регионах.

Систематизация и сокращение отчетности, снижение количества отчетных форм, по мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, должно способствовать развитию некоммерческих организаций. Но пока данные нормы не будут отображены в подведомственных нормативных актах, говорить об упрощении отчетности рано. При этом следует учитывать, что с уменьшением отчетности возникает риск увеличения количества проверок органами контроля (налоговой, юстицией и др.), дополнительных поводов для проведения проверок, которым подвергаются субъекты малого предпринимательства. К сожалению, практика складывается именно так, бесконечные проверки парализуют в целом деятельность организации. Тогда как не следует забывать, что социально ориентированная организация – это организация, повседневно оказывающая адресную помощь нуждающимся: многодетным семьям, инвалидам, приемным детям, детским домам, больницам, работа ее необходима для развития гражданского общества. Необходимо учесть это обстоятельство при рассмотрении законопроекта.

Опасение возникает при субсидировании организаций, это чревато дополнением правовых норм в области контроля и надзора и фактическим уравниванием СО НКО с субъектами малого предпринимательства, что, на взгляд Общественной палаты Кемеровской области, недопустимо.

Предлагаемая третьим законопроектом («О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями») норма изменений в Трудовой кодекс в любом случае регулирует трудовые отношения, но руководитель общественного объединения – это в большинстве случаев выборная должность, и эти люди работают на безвозмездной основе. Вместе с тем, на сегодняшний день данная безвозмездная работа приравнивается к трудовым отношениям и вынуждает вводить оплату труда, что, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, противоречит пониманию общественной деятельности.

Представленные законопроекты после проработки могут быть предложены для дальнейшего рассмотрения.

Яндекс.Метрика