Menu Close

29.03.2019

Общественная палата Кемеровской области провела заседание по теме «Государственно-частное партнерство (ГЧП). Проблемы и пути развития в Кемеровской области».

Участниками заседания стали члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, депутаты областного совета, представители областных департаментов, муниципальных образований, научных и образовательных организаций.

С основным докладом выступил Александр Крецан, председатель комиссии региональной Общественной палаты по поддержке предпринимательства и экономическому развитию, который проинформировал о существующей ситуации с государственно-частным партнерством в Кемеровской области. Он отметил, что сегодня в национальном рейтинге по развитию ГЧП Кемеровская область занимает 44 место, а наши ближайшие соседи, Новосибирская область, на 9-м месте. В широком понимании государственно-частное партнерство – это взаимодействие власти и бизнеса во многих сферах жизни для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Формами его могут быть государственные контракты, арендные отношения, государственно-частные предприятия, концессионные соглашения.

ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, оно приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Среди преимуществ такой формы взаимодействия – увеличение финансового и другого обеспечения инфраструктурных проектов, интенсификация реализации проектов, повышение эффективности использования государственных ресурсов.

В 2009 году в Кемеровской области был принят закон «Об основах государственно-частного партнерства». С 2014 года началась активная фаза заключения договоров-концессий в сфере энергетики, теплоснабжения. На первом этапе было заключено 38 договоров с объемом инвестиций около 1 млрд. рублей. В 2015 году, после принятия федерального закона  «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» активность в принятии нормативной базы сместилась в муниципальные образования.

А постановление Коллегии Администрации Кемеровской области дало возможность для развития государственно-частного партнерства в Кузбассе. Возникли концессии в сфере ЖКХ в различных муниципальных образованиях. Могли бы стать государственно-частными партнерствами следующие проекты: ООО «Нефросовет» – 7 гемодиализных центров в городах области, ЗЭБ «Горная Шория» – электроснабжение, дороги, ООО «Эколэнд» г. Новокузнецк – дорога к мусорному полигону, Индустриальный парк «Западный» г. Кемерово – инфраструктура, так как работают по данной форме взаимодействия. Есть и такие формы работы и в социальной сфере, например, у департамента соцзащиты с владельцами частных пансионатов для пожилых людей, или соглашения по подготовке кадров инженерных и рабочих профессий между крупным бизнесом и учебными заведениями, создание зоны отдыха, в том числе и для маломобильных граждан в Салаире с ЗАО «Стройсервис». К сожалению, юридически это как государственно-частное партнерство не оформляется.

В 2018 году в Кузбассе открылось представительство АНО «Национальный центр государственно-частного партнерства» на базе Кузбасского союза работодателей, заключено трехстороннее соглашение между коллегией Администрации области, Кузбасским союзом работодателей и «Национальным центром ГЧП» по его развитию.

Члены Общественной палаты Кемеровской области обсудили ситуацию с государственно-частным партнерством в различных сферах жизни.

В Территориальной программе ОМС участвуют более 70 частных медицинских организаций. В образовании и науке взаимодействие государства и частного бизнеса идет по пути развития инфраструктуры вузов, открытия аудиторий, лабораторий, подготовки специалистов, взаимодействия с благотворительными фондами. Надежды возлагаются на создание Научно-образовательного центра (НОЦ «Кузбасс»), это будет большим шагом в развитии ГЧП в образовании.

Процесс заключения договоров концессии пошел в жилищно-коммунальной сфере. Постепенно появляется опыт, компетенции. В социальной сфере развивается форма социального партнерства, обладающая некоторыми признаками ГЧП. В рамках этой формы создается новый продукт, новая услуга. К примеру, при поддержке крупного бизнеса уже 10 лет в Новокузнецке существует центр поддержки детей с ограниченными возможностями.

Члены Общественной палаты отмечали, что риски предприниматели видят и в достаточно длительном процессе заключения концессионного соглашения.

Однако большинство участников заседания высказали мнение, что в регионе нет примеров юридически реализованного государственно-частного партнерства, концессионных соглашений. Муниципалитетам, предпринимателям и обществу в целом не хватает информации, из-за чего возникает много вопросов и предубеждений. Это можно проследить на примере двойственного отношения к существующей в областном центре частной скорой помощи, которая работает в системе ОМС.

Одна из оценок эффективности органов власти – способность привлечения внебюджетных средств для осуществления масштабных проектов. По мнению Аллы Горшковой, заместителя главы Калтанского муниципального округа, институт ГЧП в Кузбассе не развивается из-за отсутствия областной программы, понимания эффективности ГЧП у власти и бизнеса, недостаточной популяризация механизмов такого взаимодействия и координации усилий. Нужна структура, которая будет заниматься обучением, реализацией, поиском нужных решений. Необходимо обучить команды, определиться, что нужно бизнесу и власти, и  как будут обеспечены гарантии.

Представители законодательной и исполнительной власти отметили, что бизнесу интереснее и проще пользоваться понятными механизмами, которые уже есть.

Сергей Ващенко, председатель комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов Совета народных депутатов Кемеровской области, убежден, что государство и бизнес обречены взаимодействовать. В плане Совета народных депутатов есть форма работы – мониторинг действующего законодательства, областной закон о ГЧП включен в него. Какова будет концепция – менять или отменять существующий закон – это вопрос дискуссионный, безусловно, нужно прилагать усилия, чтобы эта модель взаимоотношений заработала.

Рейтинг Кузбасса может опуститься еще ниже, потому что теперь регионы будут оцениваться по реально заключенным соглашениям ГЧП, отметил Азер Салманов, заместитель начальника департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области, органа, уполномоченного работать по 224 федеральному закону. В департамент поступает много обращений от инвесторов, желающих реализовывать проекты ГЧП в сфере переработки ТКО, в сфере медицины. Но в соответствующие госпрограммы должны быть заложены деньги. Инвесторы при реализации проектов обращаются к кредитам, вследствие этого за дорогу стоимостью 7 млрд рублей бюджет должен будет выплатить инвестору 14 млрд. В госпрограммах деньги не предусмотрены, а законодательство гарантирует инвестору возврат средств. Представитель департамента отметил, что законодательство сложное, специалисты муниципалитетов, департаментов пока слабо подготовлены в этой сфере.

О заинтересованности в развитии ГЧП в сфере туризма и спорта, молодежной политики говорили  Александр Боксгорн и Дмитрий Черноскутов, заместители начальника департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, приводя примеры проектов, которые могли бы стать частно-государственным партнерством.

Ведущий научный сотрудник лаборатории мониторинга развития проектов ГЧП в области комплексного освоения недр Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Сергей Никитенко предложил провести исследование и ответить на вопрос, почему не получается развитие этой формы взаимодействия и что делать дальше. По его словам, муниципальные органы власти сдерживают сомнения относительно работы в формате ГЧП: это еще партнерство или уже нецелевое расходование средств? Ученые проводят просветительскую работу, обучает команды, представителей муниципалитетов. Их предложение – пригласить в Кузбасс «Национальный центр ГЧП» для обучения специалистов области с разбором конкретных ситуаций.

Бизнесу нужны гарантии, ему нужно понимание рисков, чтобы не возникло ситуаций, когда в бюджете закончились деньги и государство говорит: «Мы выходим из соглашения». О многих  юридических нюансах в части распределения рисков, говорил Андрей Переладов, председатель комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами и ОНК.

В ходе обсуждения члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области  рекомендовали рассмотреть актуальность действия областного закона № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства», проанализировать исполнение федерального закона о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве и рассмотреть возможность создания центра государственно-частного партнерства, как координирующего и методического органа, организовать изучение и использование положительного опыта. Обязательно нужно уделить внимание обучению государственных и муниципальных служащих, ведущих вопросы ГЧП и МЧП, а также информировать и разъяснять потенциальные возможности этой формы развития бизнеса.

По вопросу «Об историческом обосновании празднования 300-летия со дня освоения Кузнецкого угольного бассейна» выступил Александр Коновалов, доктор исторических наук, профессор Кемеровского государственного университета, эксперт региональной Общественной палаты. Он отметил, что при подготовке Указа Президента от 27 августа 2018 года «О праздновании 300-летия образования Кузбасса» произошла подмена понятий – даты официального признания открытия угольных месторождений и даты образования Кузбасса. В областных нормативных актах значатся формулировки «300 лет промышленного освоения Кузнецкого бассейна», «300-летие угольной добычи в Кузбассе», «300-летие основания Кузбасса», «становление Кузбасса от 1721 года». В связи с официальным отождествлением понятий «Кемеровская область – Кузбасс» доходит до заявлений, что в 2021 году мы будем праздновать «300-летие образования Кемеровской области». Корректной и правильной с исторической точки зрения представляется формулировка Совета народных депутатов – «300-летие открытия первых месторождений угля на территории Кемеровской области». Общественная палата Кемеровской области взяла на себя обязательство информировать население о праздновании 300-летия и Указе Президента РФ о новом наименовании Кемеровской области.

На заседании региональной Общественной палаты был рассмотрен вопрос и о присвоении аэропорту города Новокузнецка имени Б.В. Волынова, имеющего особые заслуги перед Отечеством. После обсуждения было принято решение обратиться с письмом в Общественную палату РФ о ситуации, сложившейся с присвоением аэропорту города Новокузнецка имени Б.В. Волынова, Имя космонавта Бориса Волынова аэропорт Новокузнецка (Спиченково) получил постановлением областного Совета народных депутатов от 26 сентября 2018 года. Но в ноябре 2018 года вступил в силу Указ Президента РФ о том, что имена выдающихся деятелей географическим объектам вносит в Правительство РФ Общественная палата РФ после общественного обсуждения. Поэтому Общественная палата Кемеровской области предложила вынести вопрос о присвоении аэропорту города Новокузнецка имени Бориса Волынова на общественный конкурс, после того как его объявит Общественная палата РФ.

 

Яндекс.Метрика