НОВОСТИ ПАЛАТЫ

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона № 631751-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления).

Законопроект разработан для совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления и обеспечения вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления. Однако его анализ не привел членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области к единому мнению о необходимости его принятия.

Часть из них утверждает, что проект федерального закона полный, подробный, своевременный, достаточный для регулирования правоотношений и не приведет к возникновению правовых пробелов и коллизий в будущем, предложение о введении нового вида муниципального образования – «муниципальный округ» – более чем актуально. Перечень муниципальных образований дополняется еще одним видом, имеющим свои особенности в объединении нескольких муниципальных образований в целях концентрации бюджетообразующих ресурсов. Изложенные доводы членов и экспертов региональной Общественной палаты подтверждаются примерами на муниципальных образованиях Кемеровской области (Мариинский, Топкинский муниципальные районы), в частности:

– в 2002 году по результатам референдума, путём объединения двух администраций и двух представительных органов (СНД) города Мариинска и Мариинского района была образована новая административная единица – «Город Мариинск и район». Расходы на содержание административного аппарата снизились более чем на треть. Сбалансированность бюджета улучшилась (городской бюджет до объединения не имел дефицита, а районный дотировался на 40%);

– в 2005 году в рамках реализации Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» образовалась администрация Мариинского городского поселения и создан Совет народных депутатов Мариинского городского поселения, что привело практически к дублированию деятельности двух администраций и представительных органов муниципального образования, т.е. «от чего ушли, к тому и пришли».

За последующие годы население района уменьшилась в целом на 10 тыс. человек (2002 г. – 64 тыс., 2019 г. – 54 тыс.), дотация бюджета возросла до 85%. Возникает необходимость срочного проведения оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, а именно создания одноуровневой системы управления путем объединения всех поселений, входящих в состав Мариинского муниципального района (1 городское и 12 сельских), с утратой статуса муниципального образования и образованием Мариинского муниципального округа.

Таким образом, обобщая мнение высказавшихся за принятие закона, введение нового вида муниципального образования – муниципального округа – предопределено необходимостью укрупнения территорий, консолидации административно-управленческих ресурсов, повышения эффективности муниципальной управленческой деятельности в отношении подведомственных территорий, развития сельских территорий, «слияния города и деревни», оптимизации человеческих и финансовых ресурсов.

Но большинство членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области высказали противоположную точку зрения, считая принятие законопроекта преждевременным. Большинство считает нерациональным реализацию предложенного проекта федерального закона, так как планируемый результат его исполнения не сопоставим с затратами на предлагаемые изменения. Законопроект в этой редакции не может быть рекомендован к рассмотрению по следующим основаниям:

  1. Материалы законопроекта не содержат информации о бюджетных (финансовых) затратах на его реализацию;
  2. Необходимость принятия законопроекта и введения в правовое поле нового понятия муниципального образования – муниципального округа – надлежащим образом не мотивировано;
  3. Создание муниципального округа повлечет усложнение финансовой и административной процедуры управления;
  4. Авторы законопроекта не учитывают неминуемой правовой коллизии в сферах земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства;
  5. Законопроект не решает вопросы правовой преемственности нормативно-правовой базы вновь создаваемых или прекращающих свое существование муниципальных образований, а это имеет большое значение для граждан и юридических лиц, чьи права и законные интересы гарантированы органами местного самоуправления;
  6. Законопроект в части размера территории городского округа предлагает ограничительный ценз, не предусмотренный законодательством России, что является неконституционным;
  7. Предлагаемые изменения приведут к усложнению существующего территориального деления, к его нагромождению, это повлечет трудности в разграничении полномочий между создаваемыми структурами, возможные споры по вопросам компетенции, необходимость создания дополнительных структур, органов власти и прочее;
  8. Новеллы в законе повлекут значительную финансовую нагрузку и на простых граждан: потребуются изменения, в том числе в документы, удостоверяющие личность, документы о праве собственности.

На основании этого Общественная палата Кемеровской области считает, что предлагаемые изменения не являются необходимыми и целесообразными, в связи с чем предложенный законопроект не может быть принят.