Menu Close

12.03.2019

Общественная палата Кемеровской области провела мониторинг реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что Федеральный закон должен быть однозначно пересмотрен с учетом внесенных замечаний и предложений.

По мнению региональной Общественной палаты, в статью 17 необходимо внести изменения в части объединения плана-графика с планом закупок. Целесообразно упразднить план закупок, сделав план-график единственным документом планирования. Также нужно сократить 10-дневный срок, необходимый до размещения извещения после внесения изменения в план-график, до 3-х дней.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области считают целесообразным отменить отчет об исполнении государственного контракта, размещаемом в ЕИС в разделе «Отчеты» или изменить порядок предоставления отчета, так как происходит дублирование информации, уже размещенной в разделе «Реестр контрактов». Целесообразно размещать в реестре контрактов информацию о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по окончании исполнения или расторжения контракта, т.е. без соблюдения этапности.

Большинство поставщиков необоснованно и значительно снижают цены и фактически за эту стоимость пытаются поставить некачественные товар, работу, услугу, которые не соответствуют требованиям, заявленным в аукционе. Это приводит к отказам в приемке товара, возвратам, одностороннему расторжению контрактов по инициативе заказчика и срыву поставок жизненно важных товаров (продуктов питания, медикаментов). Нужно пересмотреть методы обоснования  расчета начальной максимальной цены контракта.

Предлагается внести в пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ изменения (закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающая четыреста тысяч рублей) по аналогии с пунктом 5 части 1 статьи 93 указанного закона; увеличить годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика, до четырех миллионов рублей или 10 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей, а также отменить размещение извещений о закупке в случаях, предусмотренных пунктами 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93, принципы открытости и прозрачности по таким закупкам и так обеспечены размещением сведений в реестре контрактов.

В целях экономии рабочего времени Члены и эксперты региональной Общественной палаты считают целесообразным отменить дублирование документов о приемке и информации об оплате и облегчить работу специалистов в сфере закупок.

Также нужно внести изменения в КоАП РФ, предусматривающие снижение размеров штрафов за нарушения положений Федерального закона № 44-ФЗ. А размеры штрафов за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок исчислять в процентах от заработной платы виновных в нарушении специалистов.

Необходимо, считают в Общественной палате Кемеровской области, установить жесткие критерии для предоставления преференций товарам и услугам российского производства (исключив автоматический режим); ввести нормы о санкциях для производителей низкокачественной продукции; отменить обеспечение заявки для унитарных предприятий и обеспечение исполнения контракта для бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий.

При проведении закупок в форме электронного аукциона часто поставляется товар, не соответствующий техзаданию. Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена, но она вызывает проблемы при реализации. Главная проблема, считают члены и эксперты региональной Общественной палаты, в том, что с целью эффективного использования бюджетных средств, товар закупается по мере необходимости, отсутствуют запасы товаров, а процедура расторжения контракта в одностороннем порядке занимает около 3 месяцев. После выполнения порядка расторжения контракта необходимо оформить и выпустить новую закупку, а это увеличивает срок еще на 37 дней. То есть замена товара ненадлежащего качества занимает более 4 месяцев. Необходимо принять требования о недопущении поставки товара низкого качества, не соответствующего техническому заданию.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, предусмотренные пунктом 3 части 5 статьи 66 указанного закона Однако, к примеру, характеристики медицинских изделий указываются в инструкции по применению, которая может включать в себя «руководство по эксплуатации», «методику медицинского применения», «паспорт» и прочее. В Общественной палате Кемеровской области полагают, что у заказчика должна быть возможность выявить несоответствие товара до заключения контракта и не допустить нарушения. Таким образом, указанную норму нужно дополнить следующим текстом: «…копии эксплуатационной документации (инструкция по применению, «руководство по эксплуатации», «методику медицинского применения», «паспорт» или иной документ, подтверждающий характеристики товара, указанные в первой части заявки), на товар в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товар подлежит обязательной государственной регистрации, и представление указанной документации предусмотрено документацией об электронном аукционе…».

Законом предусмотрена обязанность размещения в ЕИС информации о привлечении субподрядчиком исполнителей при исполнении контракта. Это обеспечивает общественный контроль сферы взаимоотношений исполнителей с субподрядчиками, соисполнителями, делает публичными факты привлечения недобросовестных посредников. Через посреднические отношения могут реализовываться коррупционные схемы: привлечение к исполнению контрактов организаций, аффилированных с должностными лицами заказчика; заключение контрактов организациями, не способными исполнить контракт, который в дальнейшем передается на субподряд. Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области считают, что необходимо снизить риски этих злоупотреблений путем более полного раскрытия информации для общественного контроля.

Процедура проведения электронного аукциона от даты размещения закупки в плане-графике до заключения контракта составляет от 42 до 60 дней. Существует риск, что поставщики не будут участвовать в электронном аукционе по причине невыгодных для них условий контракта. Необходимо сократить порядок проведения электронного аукциона до 20 дней в соответствии со ст. 68 Федерального закона №44.

Общественная палата Кемеровской области будет продолжать мониторинг закона № 44-ФЗ и деятельность по внесению в него изменений, чтобы он не затруднял работу, а делал ее более прозрачной; чтобы механизмы закона были удобными и непротиворечивыми.

Яндекс.Метрика