Menu Close

25.12.2017

В Общественной палате Кемеровской области проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации».

Члены и эксперты региональной общественной палаты пришли к выводу, что необходимо принятие отдельного правового акта регулирующего сферу отношений молодёжи и молодёжной политики в Российской Федерации взамен устаревшего Постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации», принятого в 1993 году.В настоящее время в России на федеральном уровне отсутствует единый базовый нормативный правовой акт, определяющий основные понятия, направления, цели и задачи государственных органов и органов местного самоуправления в сфере молодёжной государственной политики.

Новый законопроект конкретно рассматривает проблему молодёжной политики и нацелен на определённую возрастную аудиторию, его принятие повлечёт за собой изменения в уже существующие федеральные законы и иные правовые нормативные акты, в том числе и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с разработкой и реализацией государственной молодёжной политики в Российской Федерации

Как полагают в региональной общественной палате, настоящий законопроект установит единое толкование основных понятий, так как отсутствие единого федерального нормативного правового акта по данному вопросу привело к тому, что в нормативных актах различных субъектов Российской Федерации многие основные определения имеют различное, иногда взаимоисключающее, толкование, а в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, молодёжных совещательных структур, молодёжных общественных объединений и др. возникают соответствующие трудности и проблемы, что является преградой к эффективной реализации молодёжной политики в нашей стране.

«Считаем очень важным подчеркнуть значимость молодёжи в жизни общества, в развитии страны, затронуть интересы молодёжи, повысить степень их защищённости, — отмечают в Общественной палате Кемеровской области. — Принятие федерального закона даст субъектам Российской Федерации возможность развивать социальные программы, новые формы социальной работы, направленные на поддержку молодёжи. Кроме того, поскольку молодёжь еще и является наиболее уязвимым слоем общества, с принятием федерального закона у нее появится больше прав и возможностей для максимальной самореализации».

Принятие законопроекта в обязательном порядке потребует принятия дополнительных правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации и на местном уровне. Возможно, это будут документы по принятию программ, нацеленных на поддержку молодежи, типовые положения, приказы, например, по утверждению федерального государственного образовательного стандарта и пр. Принятие предлагаемого проекта федерального закона приведёт к необходимости разработки и утверждению иных правовых актов как на федеральном и региональном уровнях законодательства (федеральные законы о молодёжном наставничестве, о молодёжном самоуправлении, о молодёжных организациях), так и на уровне подзаконных правовых актов, равно как и обеспечит приведение уже действующих законодательных норм в соответствие.

Нужно отметить, что многие положения закона требуют доработки. К примеру, в предложенном проекте федерального закона отсутствует роль Общественной палаты России, общественных палат субъектов Российской Федерации как институтов гражданского общества. Также необходимо ввести недопущение дискриминации молодых граждан не только по мотивам возраста, но и по национальному признаку и вероисповеданию, а также четко конкретизировать возраст молодежи. Так, в пункте 2 ст. 1 проекта закона возраст молодежи указан от 14 до 30 лет, тогда как в пункте 3 данной статьи возраст молодых граждан установлен 30, 35 лет, а для отдельных категорий (участников программ и др.) до 45 лет.

Требуется проанализировать квалификацию действующих сотрудников, чтобы норма закона, которая дает право на занятие должности в организациях сферы государственной̆ молодежной̆ политики только лицам, отвечающим квалификационным требованиям, не создала дополнительных кадровых проблем. А перечень субъектов правоотношений, возникающих на основе данного закона, необходимо дополнить категориями молодых граждан с ограниченными возможностями, либо находящимися в тяжёлой жизненной ситуации.

Предложено также обратить внимание на меры поддержки, позволяющие облегчить стартовые условия вхождения молодых граждан в рыночные отношения. Система таких мер должна предполагать: установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия; предоставление индивидуальным, семейным предприятиям и хозяйственным обществам молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и другое.

Есть хорошие примеры зарубежного опыта осуществления государственной молодёжной политики, отмечают члены Общественной палаты Кемеровской области. Например, в Великобритании особое место в составе правительства занимает межведомственное подразделение по вопросам социальной маргинализации, занимающееся выработкой политики по вовлечению представителей групп риска, в том числе молодежи с девиантным поведением, в нормальную общественную жизнь. В целом в странах Европы в отсутствие единого государственного органа молодёжная политика реализуется совместными усилиями различных министерств в рамках межведомственного взаимодействия. Сильное развитие получило также взаимодействие с органами и организациями молодёжного самоуправления и самоорганизации, общественными объединениями, ассоциациями и союзами.

Общественная палата Кемеровской области также предлагает откорректировать политику в области трудоустройства; найти возможность дополнительного финансирования в направлении занятости молодежи; вместе с представителями бизнеса, которые осуществляют приоритетный прием молодёжи и ее обучение, разработать систему поощрений льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы; формировать государственный заказ для вузов на специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям на рынке труда; ввести в программу высшего образования специальную дисциплину – «Планирование профессиональной карьеры».

Яндекс.Метрика