Menu Close

10.04.2017

Пути повышения эффективности централизованного теплоснабжения в Кузбассе – именно эта актуальная тема стала предметом обсуждения на общественных слушаниях, организованных Общественной палатой Кемеровской области и областным Советом народных депутатов.

Участниками общественных слушаний стали члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области,  руководители энергетических компаний Кузбасса; представители департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерово, сотрудники  прокуратуры  Кемеровской области и Кемеровского управления УФАС России; руководство региональной энергетической комиссии Кемеровской области и  государственной жилищной инспекции Кемеровской области; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области, а также специалисты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Открывая заседание, председатель Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик подчеркнула, что в декабре 2016 года Правительство Российской Федерации внесло законопроект, реформирующий всю систему теплоснабжения. В первом чтении данный проект федерального закона вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Ряд поправок были внесены и Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами регионов. Планируется, что в мае этого года законопроект вновь будет вынесен на рассмотрение.

«Если данный законопроект будет принят, то переход на новую систему отношений в теплоснабжении уже может начаться в следующем отопительном сезоне. Если закон не работает на население, значит, его необходимо изменить, — считает Ирина Рондик. — Общественная палата – это открытая диалоговая площадка. Мы являемся проводником интересов и власти, и бизнеса для общества, объясняя ситуации, которые касаются злободневных, социально значимых вопросов. Сегодня мы вынесли на обсуждение тему, затрагивающую каждого жителя региона. Наша задача – рассмотреть вопросы, связанные с тем, как сделать систему теплоснабжения эффективной и надежной».

Что нужно сделать, чтобы потребитель был защищен намного лучше, чем сегодня? Что необходимо сделать, чтобы ценооборазование было не только единым, но и прозрачным, а методика расчетов тарифов была одинакова для всех?  — ответы на эти другие вопросы пытались найти участники общественных слушаний.

Проблемы перспективного развития кузбасской теплоэнергетики находятся в центре пристального внимания отраслевого сообщества, властей и непосредственно потребителей тепловых ресурсов. В августе 2016 года министерство энергетики Российской Федерации утвердило Схему теплоснабжения г. Кемерово до 2031 года, в которой определены ключевые направления развития теплоисточников и теплосетевой инфраструктуры областного центра Кузбасса. В числе приоритетных проектов – замещение двух котельных Рудничного района города (№27 и №45 АО «Теплоэнерго») с переводом потребителей на мощности  Кемеровской ТЭЦ АО «Кемеровская генерация» в срок к осенне-зимнему периоду 2019-2020 гг.

Самый низкий тариф, утвержденный РЭК Кемеровской области в 2016 году, у АО  «Кемеровская генерация» (СГК) — 1126 руб./Гкал, самый высокий — у АО «Теплоэнерго» — 2330 руб./Гкал. Кемеровчане платят за гигакалорию тепла часть от стоимости тарифа 664 рубля, остальное компенсируется ресурсноснабжающим организациям из городского бюджета.

«Мы часто видим из обращений граждан, поступающих в Общественную палату Кемеровской области и областной Центр жилищного просвещения, что интересы коммерческих структур, производящих или транспортирующих тепло- или электроэнергию, часто не совпадают с интересами потребителей. Тема замещения котельных в городе Кемерово получила широкий общественный резонанс и давно уже вышла за рамки спора двух хозяйствующих субъектов, и теперь она затрагивает интересы городского населения, — подчеркнула Ирина Рондик, председатель Общественной палаты Кемеровской области. — Создание единой теплоснабжающей организации в муниципальных образованиях, поэтапный уход от КВД (компенсации выпадающих расходов) – вот те варианты решений, которые мы планируем обсудить не только сегодня, но и в дальнейшем на общественных слушаниях в других городах Кузбасса, посвященных проблеме централизованного теплоснабжения  в регионе».

Член Общественной палаты Кемеровской области, председатель Экспертного совета при Главе города Новокузнецка по инновационному развитию промышленности, доктор технических наук Юрий Прошунин акцентировал внимание присутствующих, что выбор направлений развития энергетики Кузбасса определяется как имеющимися в регионе объективными предпосылками, так и складывавшимися в течение десятилетий тенденциями формирования промышленного комплекса. По его мнению, для Кемеровской области чрезвычайно важна проблема перехода от реализации в отсортированного и обогащенного угольного сырья к производству и сбыту продуктов его глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, а также к современным энерготехнологическим технологиям. В частности, он предложил при совершенствовании технологической схемы теплоснабжения Кемеровской области использовать автономные, относительно небольшие по теплопроизводительности котельные, для отдельно расположенных и относительно небольших объектов или комплекса объектов.

Генеральный директор АО «Теплоэнерго» Константин Недосекин рассказал участникам общественных слушаний о развитии системы теплоснабжения города Кемерово. Он отметил, что на сегодняшний день загрузка магистрали от Кемеровской ТЭЦ в Рудничный район уже стремится к 50%, если прибавить объемы, которые циркулируют в сетях от котельных №27 и №45, пропускная способность тепломагистрали будет исчерпана. Таким образом, становится непонятной перспектива теплоснабжения новых микрорайонов Рудничного района, строительство которых предусмотрено генеральным планом города Кемерово.

«Нам нужно разработать проект, рассчитать сметную стоимость, при этом выполнение данных мероприятий не должно повлиять на динамику роста тарифа. Только после выполнения этих работ мы сможем объективно оценить эффективность от переключения потребителей от котельных №27 и №45 на мощности Кемеровской ТЭЦ, — подчеркнул в своем выступлении  руководитель «Теплоэнерго» Константин Недосекин. – Схема теплоснабжения — это нормативный документ, который строится на основании генерального плана города, проектов планировок, планов застройщиков, концепции энергосбережения и является главным документом, на основании которого регулируются тарифы, плата за подключение, становятся понятными правила игры для застройщиков. Для всех участников рынка. При этом, этот документ рассчитан на долгосрочную перспективу – 15 лет».

В феврале 2017 года группа парламентариев Кемеровского городского Совета народных депутатов  обратилась к главе города Кемерово с предложением в рамках ежегодной актуализации Схемы теплоснабжения ускорить сроки замещения котельных и выполнить необходимые мероприятия к началу осенне-зимнего периода 2018-2019 гг. Основным аргументом инициативы депутатов стала необходимость экономии городского бюджета на компенсации выпадающих доходов (КВД) ресурсноснабжающим организациям.

В своем выступлении директор Кузбасского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» Юрий Шейбак отметил, что замещение котельных в столице Кузбасса отвечает одному из основных требований к Схеме теплоснабжения г. Кемерово до 2031 года – обеспечению приоритетного использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии для организации теплоснабжения. Он также сообщил, что СГК готово стать единой теплоснабжающей организацией на территории города, а значит, и тариф станет единым для всех.

«Будучи крупнейшим производителем и поставщиком тепла в столице Кузбасса, Сибирская генерирующая компания однозначно заинтересована в постоянном повышении экономической и технологической эффективности системы теплоснабжения города, – подчеркнул директор Кузбасского филиала СГК Юрий Шейбак. – Досрочное замещение двух котельных в Рудничном районе мощностями Кемеровской ТЭЦ отвечает требованиям федерального законодательства и дает целый ряд положительных моментов для всех участников системы теплоснабжения Кемерова. Это, прежде всего, повышение надежности теплоснабжения и снижение стоимости тепловых ресурсов для потребителей Рудничного района. А также уменьшение нагрузки на бюджет города, который несет сейчас колоссальные затраты на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, фактически субсидируя стоимость тепла для населения в размере 50% от экономически обоснованного тарифа. Так, только за один год экономический эффект для потребителей от сокращения только переменных затрат при замещении котельных №27 и №45 на Кемеровскую ТЭЦ составит 70,5 млн. рублей».

Заместитель главы города Кемерово по экономическим вопросам Татьяна Ананьина сомневается в такой экономии. Она подчеркнула, что сейчас в «Теплоэнерго» тариф котловой, в который входит себестоимость тепла всех 35 котельных в городе, а не только двух Рудничного района — №27 и 45: «Себестоимость тепла на этих двух котельных составляет 1200 рублей, а у остальных около 7000 рублей. Если мы исключаем из тарифа дешевую составляющую, то нагрузка резко увеличивается. Получив экономию на КВД (компенсации выпадающих расходов) на двух котельных, мы тем самым перекладывает бремя содержания на другие 33. Бюджет города будет нести расходы в том же объеме».

Как  считает представитель городской администрации, нужно разработать полный комплекс технических мероприятий и проектных работ (уточнить сроки исполнения, определить сметную стоимость мероприятий и т.д.), необходимый при переключении котельных №27 и 45 на Кемеровскую ТЭЦ, которые прописаны в утвержденной Схеме развития теплоснабжения г. Кемерово до 2031 года.

По мнению председателя Общественного совета при региональной энергетической комиссии Кемеровской области Александра Лаврова, нужно думать, в первую очередь, об оставшихся 33 котельных и о разгрузке городского бюджета, с учетом интересов населения: «В любом случае, если мы дадим выработать 100-200 тыс. Гкал более дешевой энергии на ТЭЦ и сократим издержки муниципального бюджета – то это уже большой экономический эффект для города».

Председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по местному самоуправлению и ЖКХ Михаил Сергеев отметил, что с 2017 года вступили в силу нормативные акты, которые обязывают собственников нежилых помещений в многоквартирных домах заключать прямые договоры  с ресурсноснабжающими организациями. Как это отразится на простых гражданах — потребителях тепла – именно этому вопросу будет посвящено ближайшее заседание профильной комиссии региональной Общественной палаты.

В завершении участники общественных слушаний пришли к общему мнению, что схема теплоснабжения – проект «долгоиграющий», именно поэтому очень важно уже на первых этапах его формирования учесть все нюансы. Что, впрочем, не исключает ежегодной процедуры актуализации схемы, то есть корректировки основного документа с учетом актуальной ситуации на строительном и тепловом рынке Кузбасса.

Все предложения и рекомендации, прозвучавшие на общественных слушаниях, будут обобщены и переданы в органы исполнительной и законодательной властей, а также всем заинтересованным сторонам.

Яндекс.Метрика